Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Церковь святителя Николая село Черкизово

Храм святителя Николая на погосте Старки особенно дорог верующим потому, что безбожные гония почти не затронули его. Памятник церковной древности дошел практически в том виде, какой имел два с половиной века назад.
Черкизово и Старки - древние владения. Эта земля принадлежала великокняжеским наместникам Коломны - князьям Черкизовым. Наместник Андрей Иванович Черкизов пал смертью храбрых на поле Куликовом, он упомянут в «Задонщине».
Вместе с другими черкизовскими владениями храм принадлежал видному боярину, коломенскому наместнику князю Федору Андреевичу Черкизову. Он имел прозвище Старко. От него пошел род Старковых, угасший в 14 веке. Прозвище владельца дало имя вотчине - так появился Старков погост.
Внук князя Андрея, Иван Черкизов, также коломенский наместник, в 1430-е гг. выступил против великого князя Василия II Темного на стороне Дмитрия Шемяки и других заговорщиков. После подавления смуты коломенские земли Черкизовых (Черкизово, Старки, Настасьино) перешли в собственность великого князя и упоминаются в духовной грамоте Василя II в 1461 - 1462 годах.
Деревянная церковь святителя Николая существовала, очевидно, с самого основания погоста, но никаких сведений о размере, убранстве и первых настоятелях не сохранилось. Бурные события времен Ивана Грозного, Смуты, моровой язвы середины XVII века не оставили следа в Никольских летописях.
Иные времена наступили в конце XVII в., когда Черкизово и окрестности перешли во владение князей Черкасских. Эта боярская фамилия не отличилась в российской истории ни меценатством, ни просветительством. Но у князей был несомненный вкус к строительству. Вдоль Москвы-реки раскинулась обширная усадьба: дворец, флигели, разнообразные службы. Закончив в 1749 г. Успенскую церковь в Черкизове, князь Петр Борисович Черкасский решил обратиться к Старкам.
В 1759 г. он подал прошение в коломенскую епархию с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви в Старках. Владыка Порфирий (Крайский) дал благословение. При этом велено было старый храм разобрать, утварь сохранить, а дерево от прежней постройки пустить на отопление нового храма. В 1763 г. строительство закончили.
Во второй половине 1780-х гг. здание достраивалось. Пока трудно с полной определенностью сказать, когда Никольский храм приобрел черты «русской готики» - при начале строительства или позднее. Многие приписывают авторство проекта великому зодчему В.И. Баженову, но сами работы велись под наблюдением другого провинциального архитектора.
Основу художественного образа составляет высокий двусветный четверик, к которому с запада примыкает приземистая трапезная. Храм однопрестольный. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым высится глухой деревянный барабан, обшитый железом и увенчанный высоким шпилем. Стены украшены «готическими» арочками, нишами, пирамидками-пинаклями. Вход обработан портиком тосканского ордера, с севера и юга четверика идут ложные аркады.
Удивительно хорош «готический» иконостас - редкостный пример полностью сохранившегося иконостаса рубежа XVIII - XIX вв. со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах.
Ромбы на стенах напоминают квадратные шляпки древних гвоздей, которыми был распят Спаситель, перевернутые «сердца» символизируют, вероятно, губку ,венец пинаклей у основания шпиля намекает на терновый венец, а сам шпиль - на копье, коим прободен был Христос.
Необычно большой по размеру и таинственно-тревожной по колориту сделана икона Тайной Вечери над Царскими вратами. Позднее это настроение было усилено скульптурной иконой Христа в темнице (находится в трапезной).
Рядом с церковью, с северо-запада, находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью. Кровля склепа не сохранилась, а когда-то под ней горела неугасимая лампада. Мраморные надгробия, выполненные в виде саркофагов, - относятся к первой половине XIX в. Здесь находились два рельефа из белого мрамора, в том числе - прекрасное изваяние спящего младенца. Сейчас они хранятся в Коломенском музее.
Отдельно стоящая колокольня покоится на четырех пилонах. Оба яруса обработаны также в «готическом» духе; звонница увенчана шпилем. Никольская церковь является собой пример изначального сельского храма. Обычно церкви достраивались: трапезная расширялась, соединялась с колокольней, учреждались два боковых придела. Но старковский храм сохранил первоначальную структуру.
Храм Николы-в-Старках - не только духовный, но и литературный памятник. После великой реформы 1861 г. Черкасские покинули имение. Дворец был продан и разрушен, остались лишь два флигеля. В одном из них, вплотную примыкающем к Старкам, в 1892 г. поселился выдающийся медик, терапевт, эндокринолог, профессор В.Д. Шервинский. Его сын С.В. Шервинский прославился как переводчик с греческого и латыни, французского, немецкого и других современных европейских языков. На его даче были В. Брюсов, Б. Пастернак, М. Лозинский, А. Ахматова.
30 июля 1917 года в старковском храме венчался писатель Борис Пильняк.
В доме напротив церкви жили поэты А. Кочетков, В. Меркурьева, М. Цветаева.
В 1930-е гг. Старки переживали нелегкие времена. Склеп Черкасских разорили, останки выбросили вон. Храм то закрывали, то служба в нем совершалась вновь. Настоятель, отец Георгий Зачатейский, который служил здесь с 1911 г., вынужден был оставить место и перебраться в Москву. Но в столице его арестовали, судили и отправили в ссылку, где священник и умер.
Церковь все же не была разграблена, благодаря самоотверженности верующих. Регулярные богослужения в ней возобновились в 1946 г. Здесь служил протоиерей Петр Тихвинский, по воспоминаниям верующих, - очень усердный и знающий батюшка. Могила отца Петра расположена за алтарем храма.
С 1951 г. в Никольской церкви служил протоиерей Димитрий Брысаев. Более 50 лет он ревностно нес пастырское служение на одном приходе. Многие люди в тяжелое советское время обрели в сердце Христа через отца Димитрия, который не боялся ни преследований, ни гонений и принимал всех приходящих к нему.
Многие узнали о храме в 1980-х гг., когда здесь проходил служение протоиерей Димитрий Дудко. Сюда, в подмосковную глубинку, к нему приезжали сотни верующих. Десятки его духовных детей стали священниками, в том числе и нынешний настоятель храма священник Владимир Петровский.
Долгое время Черкизовская церковь была единственным храмом Коломенского района, в котором совершалась Божественная литургия. За это время здесь собралось много реликвий и образов из окрестных разоренных святынь.
Особо почитается образ святителя Николая, хранящийся в трапезной.
Община храма принимает активное участие в церковной жизни и общественных мероприятиях церковного округа. Очень торжественно проходят празднования Дня Победы, незабываемое впечатление оставил в памяти коломенцев День славянской письменности и культуры 2004 г., в подготовке которого принимал участие приход Никольской церкви. Тесное сотрудничество наладилось у черкизовского прихода с местной библиотекой, районным управлением культуры и школами Коломенского района.

Новости
Церковь святителя Николая село Черкизово