Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Церковь святого великомученика Феодора Стратилата село Большое Колычево


Храм св.вмч.Феодора СтратилатаИстория старинного Коломенского села Колычево напрямую связана с историей становления Московского княжества. Первые упоминания о нем относят к восьмидесятым годам четырнадцатого столетия, а первым владельцем его называют родоначальника известного боярского рода Колычевых - Федора Александровича Колыча.
Согласно родословной Колычевых (составлена в 1886 г. Михаилом Бодэ-Колычевым), род бояр Колычевых, родственный боярским родам Шереметевых, Епанчиных, а также царствующему дому Романовых, берет свое начало от прусского короля Вейдевута, царствовавшего во II в. над древними пруссами. По разделении Пруссии на княжества в середине XIII столетия его потомок Гландо Камбила Дивонович выехал со своим сыном и подданными к великому князю Александру Невскому, был назван во святом крещении Иоанном, а сын его Андреем Иоанновичем Кобылой (прозвание отца Камбила вскоре было переменено по просторечию в Кобыла). Сын московского боярина Андрея Кобылы - Александр Андреевич Елко - значится среди бояр, подписавших вторую духовную грамоту великого князя Дмитрия Донского в 1389 г. А внуком боярина Андрея Ивановича Кобылы и был Федор Александрович Колыч - родоначальник всех Колычевых. Причем прозвище «Колыч» было дано ему в честь старшины по имени Сколыч (Колыч) в войске его прадеда, прусского князя Диво.
Известно, что Федор Колыч был человеком военным, и от деда ему достались вотчинные владения в коломенских окрестностях. Здесь во второй половине XIV столетия им было построено село.
Первые письменные свидетельства о Колычевском селе относятся к 1406 г. Известна традиция, согласно которой селами назывались населенные пункты с храмом. Поэтому с уверенностью можно говорить, что к этому времени в селе Колычеве храм во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя русского войска, ангела-хранителя Федора Колыча, уже стоял. И построен он был воеводой Колычем именно в честь победы русских войск на Куликовом поле.
С Куликовской битвой современную Коломну связывают Успенский собор, Девичье поле, Богородице-Рождественский монастырь, некоторые другие памятники истории и архитектуры. И к этим памятникам по праву следует добавить еще один - церковь святого великомученика Феодора Стратилата в Коломенском селе Большое Колычево.
Часто связывают храм села Колычева с именем святителя Филиппа - в миру Феодора Степановича Колычева (1507 - 1569), известного церковного и государственного деятеля времен Иоанна Грозного, которому Федор Колыч приходился прапрадедом. На самом деле вотчина родителей святителя - село Ворсино-Колычево Подольского района. Там были похоронены мать и отец святителя. Там похоронен двоюродный его дядя - Григорий Семенович (1592), местночтимый святой. Там же один из престолов в храме Феодоровской иконы Матери Божией носит имя святителя Филиппа.
Небезынтересно, что Федор Колыч находится в дальнем родстве с царствующим домом Романовых, а значит, с семьей страстотерпца царя Николая.
Среди знаменитых родственников Колыча можно указать также Шереметевых и, наконец, царя Иоанна Грозного.
На протяжении нескольких столетий село Колычево охранялось его небесным заступником Феодором Стратилатом как имение служилых, военных людей. В 1406 г. оно было продано великому московскому князю Василию Дмитриевичу, и с конца XV века стало даваться дворянам за военную службу.
Храм в селе Колычеве был изначально деревянный, прямоугольной формы, без колокольни. В писцовой книге города Коломны и Коломенского уезда за 1577 г. значится «за Никитою Ивановым сыном Бобынина, а преж того за Семеном за Булатовым...село Колычево у Оки реки, да под тем селом речка Желоховка, а в селе храм Федора Стратилата, древена, клетцки».
До половины XVI в. колычевские крестьяне принимали активное участие в создании оборонительных укреплений по берегу Оки. В те годы наша Коломна была центральной крепостью так называемого «берега» - системы укреплений левого «московского» берега Оки. Считается, что практически ежегодно Московский великий князь с войсками выходил на «берег», - сам останавливался с «большим» полком в Коломне, а полки «Левой» и «Правой» руки рассредоточивал по берегу Оки. И полк «правый» всегда ставился «против Колычевского острова», «под Колычевым». Это было в 1530, 1531, 1532, 1552, 1580 гг.
В конце XIX - начале XX вв. село принадлежало майору Н.Д. Иевлеву и поручику А.Н. Дурново.
К тому времени у храма была построена колокольня. Убранство его было простым, без особенных украшений.
Одним из последних настоятелей Феодоровской церкви был священник Леонид Голубев. Назначен он был на священническую должность в 1896 г. До этого Леонид Голубев был учителем Новинской школы Броницкого уезда. Личность эта примечательна тем, что при нем в селе Колычеве было построено новое каменное здание храма, на месте старинного деревянного, церковно-причтовый дом и церковноприходская школа. Учитывая, что приход в селе Колычеве был достаточно бедный, а в семье у настоятеля было 8 детей, можно сделать вывод, что священник Леонид был человеком неординарным, деятельным, и его очень любили прихожане. Здание церкви (новую каменную церковь заложили в 1906 г.) строилось на средства самих прихожан, были и благотворители. Так, Иван Васильевич Еремеев собрал для строительства около ста тысяч рулей. Крестьянка деревни Бортниково Татьяна Уаровна Степанова пожертвовала десять тысяч рублей, купец города Таганрога Поликарп Маркович Рычагов передал на строительство также десять тысяч.
Основные работы закончили к 1908 г., и в 1910 г. храм освятили. Он был небольшой, очень красивый, окруженный чугунной оградой. Иконостас расписывали лучшие ученики иконописцев храма Христа Спасителя в Москве.
Церковно-причтовый дом был построен раньше, в 1902 г. Он был «каменный, внутри и снаружи оштукатуренный; покрытый железом, окрашенный масляной краской, длины 13 аршин, ширины 10 аршин, высоты 4 аршины, окон 8 штук, дверей 2 штуки, печи: одна изразцовая и одна русская; при нем сени деревянные, крыты железом, длины 10 аршин, ширины 4 аршины, высоты 4 аршины».
До конфискации имущества в 1934 г. в доме проживали семьи священников - настоятелей храма.
Церковноприходская школа, в здании которой ныне располагается медицинский пункт, построена была еще раньше, в 1988 году, на средства г. Шишкиной, при содействии местной помещицы Е.А. Иевлевой. С 1907 г. попечительницей школы состояла жена московского барина И. В. Еремеева - В. Н. Еремеева. Известно, что к 1 января 1909 года учащихся в школе было 34 человека.
23 мая 1910 г. священник Леонид Голубев был переведен в село Петровское Звенигородского уезда.
На его место назначили протоиерея Клавдия Цветаева. Об этом настоятеле Феодоровской церкви известно, что в 1864 г. он закончил Вифановскую семинарию, служил сначала в Москве, потом в селе Покровском Коломенского уезда. Его дочь Ольга вышла замуж за Петра Любимова, который был вскоре рукоположен в сан священника и был приписан к храму великомученика Феодора Стратилата в Колычеве. Но бедный приход семейного священника не мог обеспечить. Тогда протоиерей Клавдий Цветаев перешел из села Покровского в Колычево, а его зять стал настоятелем на его месте - в Троицком храме села Покровского.
Умер отец Клавдий в 1924 г. Его похоронили на сельском кладбище, рядом с алтарем. К сожалению, до наших дней могила батюшки не сохранилась. В советские годы склеп Цветаевых был разорен.
С 1924 г. настоятелем храма великомученика Феодора стал иеромонах Самуил из Каширы. Рассказывают, что он ходил крестным ходом с иконой Пресвятой Богородицы из Каширы до Коломенского села Малива. После закрытия храма в 1934 г. отец Самуил служил в Белых Колодезях, в Чанках, а впоследствии уехал на родину в Курск.
В 1934 г. храм закрыли. В это время произошло событие, о котором до сих пор ходят разные толки и рассказывают разные подробности.
В церковном доме устроили сельский клуб, и в нем часто проходили танцы. Однажды решили танцы провести прямо в храме. Из Щурова приехали шефы. И вот в разгар «веселья» в храме погас свет, на огромном паникадиле, на самом верху, сама собой зажглась свеча, и раздался какой-то голос.
Не потерпел небесный воевода супостатов в доме Божием. В страхе все ринулись вон из церкви. Директор клуба прибежал домой и в ужасе стал сжигать коммунистические книги, брошюры с изображениями Ленина. Скончался он скоропостижно, через две недели, от сердечного приступа, или удара.
Потом в храме было зернохранилище, хранились химикаты.
Когда спустя 70 лет, в 1998 г., церковь во имя святого великомученика Феодора Стратилата вновь передали Православной церкви, она была разрушена настолько, что службы в ней вести было невозможно.
Помощью Божией приходская жизнь постепенно налаживается.
Рядом с храмом находится детский интернат. Настоятель храма принимает активное участие в духовно-нравственном воспитании детей-сирот. В этом ему помогают студенты Коломенской Духовной семинарии.
При храме действует воскресная школа по подготовке пономарей и звонарей, организован кружок домоводства и бисероплетения.
В настоящее время восстановлена колокольня и главная маковка церкви, ведутся проектные работы по реставрации внутри храма.

Новости
Церковь во имя святого великомученика Феодора Стратилата