Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Статья И. Ю. Пахачевой

Пахачева И.Ю., учитель Основ Православной Культуры
МОУ ООШ № 3 города Коломны

                Святоотеческое наследие как источник просвещения в области духовно -  нравственного воспитания современного юношества.

                «Просвещение приносит благие плоды обществу тогда, когда основанием ему служит вера...Напрасно душа, коснеющая  в отчужденности от Бога, источника жизни, начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растет и идет вперед; в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостью, растет во зле, идет вперед, но путем суеты, ведущей в погибель» (свт. Филарет Московский). Как актуальны сегодня эти слова. Трагедия современной человеческой жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от нравственного падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного - иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей. Наша беда в том, что мы забываем о душе  ребенка и не говорим с ним об истинной роли человека на Земле, не даем правильного представления о нравственных нормах, установленных для человека самим Создателем. Ведь если мы откроем Библию, то  прочитаем интереснейшие строки о создании Богом человека: «...И создал Господь, Бог, Человека из праха земного, и вдунул в лицо его Дыхание Жизни - и стал Человек Душою Живою...»(Быт.2, 7). Это «Дыхание Жизни» и есть высшее начало в человеке, т.е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Поэтому и жизнь человеческая не исчерпывается только  удовлетворением  потребностей души и тела. Над телом и душой стоит дух, который часто выступает в роли судии и души, и тела и дает всему оценку с особенной высшей точки зрения.  Человек, по слову Священного Писания стал «Душою Живою», а живой является та душа, которая способна любить, сострадать, утешать, почитать старших, не хулить Бога,  не искать своего.
К сожалению, десятилетиями существовавшая  в обществе атеистическая точка зрения привела к тому, что вопросы об отношении к Богу, людям, самому себе приобрели неправильное, искаженное понимание, а это привело к тому, что подрастающие поколения не получили прочных навыков духовно-нравственного воспитания. А ведь основы нравственности закладываются  с первых дней жизни человека, и в обязанности родителей входит не только родить, накормить, одеть своих чад, но, прежде всего, заложить в ребенке духовно-нравственные понятия. Современное падение нравов есть следствие  оскудения духовных традиций в семьях. Родители не считают это необходимостью, а с большей охотой стараются угождать капризам детей и развлекать их, не всегда полезными развлечениями. Святые отцы Церкви напоминают нам об этом в своих наставлениях.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: « ...родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и златом, а о том, как бы они стали богаче благочестием и стяжанием добродетели...»
Как же трогательно  и поучительно звучат для нас слова прав. Иоанна Кронштадтского: « Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед  вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
Анализируя современную негативную ситуацию в обществе, педагоги нашей школы важнейшей задачей считают духовно - нравственное воспитание  учащихся. А решать эту задачу помогает то, что в нашей школе уже восьмой год  преподается предмет Основы Православной Культуры. Изучение этого предмета раскрывает перед подростками понятия о духовных и нравственных ценностях,  формирует моральное сознание и духовный мир подростка. Основы православной  Культуры затрагивают ум, сердце детей, будят их души, позволяют  духовными очами взглянуть на окружающий мир. И здесь огромную помощь в достижении результата  играет духовное наследие святых отцов церкви. Наставления святых отцов как-то особенно ощутимо влияют на подростков. Дети начинают оценивать, прежде всего, себя совершенно с другой стороны, у них меняется отношение к родителям, друзьям;  появляется терпимость к окружающим; умение признавать свои ошибки и желание их не повторять; начинает проявляться милосердие, любовь к людям. Подросткам интересно, откуда человек, живший за долго до их рождения, знает все их недостатки и наставляет как от этих недугов избавиться.  Приоткрывая на уроках занавес  христианских ценностей, душа ребенка готовы принять их  и пронести через всю свою жизнь. И задача педагога состоит и в том, чтобы помочь  подростку это правильно сделать. И здесь неоценимым сокровищем являются поучения св.прав. Иоанна Кронштадтского.
Более 25 лет прав.Иоанн вел педагогическую деятельность, совмещая её со священническим служением. Когда вчитываешься в дневники отца Иоанна, становится понятным, до какой степени тесно связаны два процесса: приобретение человеком светских и богословских знаний на основе правильного мировоззрения и  спасительное духовное возрастание личности христианина. Поэтому любое из духовно - нравственных наставлений прав.Иоанна имеет отношение  к «святому делу образования» и его можно применять с великой пользой в педагогической деятельности.  «После Бога нет ничего дороже для меня души человеческой», - пишет он. Отсюда  главная цель образования - прояснить для юношей цель человеческой жизни, её высшие ценности и помочь в достижении этой  цели путем правильного воспитания и обучения. В результате правильного образования в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении прав.Иоанн видел « прекрасную и приятную гармонию, красоту духовную».
Вот два чрезвычайно важных замечания прав.Иоанна. В них с предельной точностью характеризует он задачу воспитания юношества. «При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать ему просвещение очеса сердца (Еф. 1, 18). Не замечаете ли,  что сердце наше - первый             деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших  зрение сердцем известных истин предшествует умственному познанию. Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно, потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части...идея принадлежит сердцу, а не уму, - внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело - просвещение очеса сердца при всех познаниях, но особенно - при познании истин веры и правил нравственности», - пишет святой Иоанн. И продолжает далее: « При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растлено именно от недостатка воспитания христианского». Прочитав эти слова, понимаешь то, насколько они направлены к нам. Ведь молодежь нашего времени именно растлена и морально и физически, и как нам необходимо впитывать все наставления святых праведников. В своих наставлениях св. прав. Иоанн говорит и о  насущной важности «науки удаляться от греха, побеждать грех». «Без Христа суетно все образование», - утверждает св.прав.Иоанн Кронштадтский. И здесь же он раскрывает великую тайну учительства: « В классе  - пишет прав.Иоанн, - нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренне священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Един есть  Учитель ваш - Христос, - говорит сам Господь (Мф.23,8). «Я только орган Бога моего, Духа Всесвятого,  а  если Он всемогущ, то и я возмогу о укрепляющем мя Господе (Флп. 4, 13). Но только верою и любовию я могу быть органом Духа Божия», - пишет прав. Иоанн. Снова и снова он повторяет, что учитель - «орудие Божественного Духа, наставляющего на всякую истину». Достичь этого благодатного состояния и исполнить истинное призвание Божие учитель сможет, если смирит свой ум, всецело предаст себя в руки Божии, подчинит свою человеческую волю....безгрешной и всемогущей Божественной воле. Казалось бы, что подобная исключительная одухотворенность, крепкая вера, твердая надежда, пламенная любовь к Богу и жертвенная любовь к своим ученикам, мало кому из учителей могут быть доступны. Но св. прав. Иоанн  утверждает, что это не так. «Господь отверзает умы учащих и учащихся, - рассуждает он. - Поэтому законоучитель весьма много преуспеет в преподавании Закона Божия, если будет молиться Богу, чтобы Он  и его ум открыл к вразумительному, живому и благоплодному преподаванию, и детские умы раскрыл к пониманию и сердечному усвоению преподаваемых истин веры и нравственности».
Педагогу следует, прежде всего, учить личным примером - словами, делами, даже своим обликом, в котором запечатлевается внутреннее благочестие и сердечное расположение к ученикам. Учителя должны превосходить родителей в их заботе о детях и любви к ним, должны быть усерднее их , «крепко беречь простые, чистые и добрые сердца детей, их восприимчивую и впечатлительную, как воск, душу». В своих трудах прав.Иоанн вновь и вновь напоминает нам о необходимости предельно бережного отношения к великой ценности - душе ребенка. «Надо - поучает прав.Иоанн, - крепко заботиться о чистоте сердец отроческих, о нерастленности тел их; с телом и душа страшно растлевается, любовь и почтение к ближним угасает...»
Когда читаешь эти строки, то невольно задумываешься над тем, сколько времени упущено в нашем обществе для воспитания  «чистоты сердечной». В настоящее время остро ощущается необходимость  восстановления духовности  наших подростков.  Это обусловлено тем, что Россию захлестнула волна наркомании, пьянства, растления, поклонения различным культам. Десятилетия гонений на церковь привели к тому, что в нашей стране полностью была утрачена система православного воспитания личности. Лишь последние годы мы все начали бить тревогу, потому что явно ощутили на себе и подрастающем поколении тот пробел в христианском воспитании, который наполнялся чем угодно, только не нравственными ценностями. Поэтому возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием: уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, умение любить свое Отечество, послушание, целомудрие, милосердие, исполнение Заповедей Божиих поможет обеспечить духовно - нравственное благополучие школьников, ибо православная вера -  неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.
Конечно же воспитание души ребенка необходимо начинать  намного раньше, чем тогда когда он оказывается в школьном коллективе. К этому должна быть призвана семья, родители должны четко понимать свои обязанности в отношении воспитания своего чада. «Пока душа ещё способна к образованию, нежна, и подобна воску уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, - пишет святитель Василий Великий, - надобно немедленно и с самого начала возбуждать её ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние».
А в заключении мне хочется привести отрывок из сочинения ученицы четвертого класса  нашей школы, которая в свои совсем ещё юные годы задумывается о том , что такое жить по христиански:
«Однажды мне было тяжело на душе, и я плакала. Вдруг мне показалось будто кто-то сказал мне : «Не плачь! Я всегда с тобой!» Мне стало страшно. «Кто бы это мог быть?» - спросила я себя. И вдруг опять какой-то таинственный голос : «Не плачь! Лучше покайся!» Я долго сидела на кровати и думала. У меня  в голове прояснилось, что я живу не правильно. Я вспомнила, как обижала сестер, не слушалась родителей, говорила грубые слова. Перед моим взором всплыли все мои грехи, и я представила, как мне придется мучиться за все эти злодеяния. Я стала мысленно просить у Бога прощения. Мне вдруг стало легко на сердце - как будто камень упал с моей спины. Как будто Божия рука коснулась меня. Я пообещала, что больше не буду плохо делать!!!»

Новости
Статья И. Ю. Пахачевой