Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Статья Т. А. Андриуцэ

Статья руководителя городского муниципального объединения учителей Основ православной культуры и Духовного краеведения, учителя школы № 30 города Коломны
Татьяны Анатольевны Андриуцэ. 

   О проблеме духовно-нравственного воспитания в современной школе.

На прошедших в январе этого года городских Рождественских педагогических чтениях главный редактор газеты «Благовестник» протоиерей Владимир Пахачев обратился к педагогам города с предложением обсудить на страницах газеты проблемы духовно-нравственного воспитания и образования в современной школе. Он напомнил, что поднимать важные для нашего общества темы, освещать социальные проблемы, требующие решения, - важная задача православной газеты.
Я давно хотела написать о проблемах современной школы, о том,  что вызывает  у меня тревогу, ведь школа - это отражение того, что происходит в обществе. На мой взгляд, с каждым годом все труднее и труднее становится работать в школе. Во-первых, тяжело психологически: учитель постоянно находится в состоянии стресса: сдадут или нет твои ученики ЕГЭ; если получат неуд, ты попадешь в черный список, не пройдешь аттестацию и т.д. Постоянные проверки, срезы, смотры, контрольные - за всем этим перестаешь видеть душу ребенка. Я все чаще слышу от коллег, что они плохо себя чувствуют, что нет сил работать, потому что постоянное состояние стресса приводит к хронической усталости. Все это, без сомнения, сказывается на детях, ведь наше психологическое состояние передается и им. Во-вторых, становится тяжело работать с детьми: все больше возрастает количество ребят из неблагополучных семей, где родителям нет дела до своей дочери или сына. Мы видим  агрессивное, неуправляемое поведение ребенка. Непросто складываются отношения и с родителями. Они все чаще встают на сторону ребенка, во всем обвиняя учителя, или, наоборот, проявляют преступное равнодушие.  Усугубляет положение и то, что авторитет учителя в обществе подорван, прежде всего, негативным к нему отношением СМИ. Во многих современных фильмах и сериалах учитель изображается человеком из другой эпохи, не умеющим найти общего языка с современной молодежью, «проглатывающим» грубое, хамское обращение, берущим взятки, лицемерным, заискивающим, не имеющим чувства собственного достоинства, словом, каким угодно, только не вызывающим уважение!
Но тяжело сегодня в школе не только учителю, но и ученикам. Они  тоже находятся в постоянном состоянии стресса, да и здоровье наших детей с каждым годом только ухудшается. Со всех сторон на ребенка обрушивается огромное количество информации, часто содержащей и жестокость, и насилие, и откровенную порнографию. Интернет полон предложений, разлагающих душу ребенка. И нет никакой цензуры, никакого ограничения или запрета подобной информации - читай, смотри, используй!
А современное телевидение? Что оно предлагает ребенку? Сегодня очень популярен сериал «Школа», идущий на первом канале. Общество разделилось: одни сочли данный фильм провокацией, нацеленной на растление и без того не сильно благополучной российской молодежи, другие же с пеной у рта защищают «правду жизни».
В чем же состоит эта «правда»? Перед нами поколение, не имеющее никаких моральных принципов, нравственных ориентиров. Жестокое, крайне циничное, развращенное, не признающее никаких ценностей, кроме материальных. Посмотрите, как они одеты, о чем разговаривают, как позволяют себя вести с родителями, с учителями!  Один из старшеклассников на педсовете в грубой форме реагирует на замечание: «А за что вас уважать? Детей не любите, учить не умеете, одни разговоры о нищенской зарплате, шли бы вы лучше рыбой торговать!»  И педагоги  оказываются совершенно беззащитными перед произволом этого ученика. Перед нами полностью потерянное поколение!
Задумаемся, такое ли оно, нынешнее поколение 9-11 классов? И такое, и не такое. Весь Интернет, все ребята, с которыми я обсуждала этот фильм, говорят в один голос: да, такое существует в современной школе, но скорее всего как исключение, а не правило. «Мы не хотим быть такими!» - это крик души наших детей. Но при всем негативном отношении к этому сериалу, он показал нам всем главное: если мы ничего не будем предпринимать, такая «школа» станет не исключением, а реальностью. И тогда можно будет сделать страшный вывод, что программа морального разложения нашей молодежи благополучно завершена. Думаете, это не может произойти? Может, и произойдет обязательно, если мы не начнем в полном смысле этого слова спасать души наших детей.
Во всех бедах молодежи сегодня принято обвинять школу. Хочу напомнить, что мы практически утратили воспитательный элемент в школе, перешли на штамповку учеников, способных лишь отвечать на вопросы теста. На каких занятиях мы касаемся души ребенка, говорим с ним на духовно-нравственные темы? На двух часах литературы в среднем звене и не намного больше в старших классах и все! В итоге ученики не могут написать сочинение-рассуждение в 150 слов.  Они не в состоянии выразить свои мысли, не говоря уже об аргументации - ее у них часто вообще нет.
В связи с этим, я считаю, что введение в школу Основ православной культуры - это насущная потребность нашего времени. Конечно, ОПК - это не панацея от всех бед, но это возможность познакомить ребят с великой православной культурой, с традициями нашего народа, а самое главное, с  нравственным законом, лежащим в основе христианской религии. Важно, на мой взгляд, объяснить, что те же Заповеди Блаженства (будь милосерден, умей сострадать, прощать, не отвечать злом на зло, не осуждай, люби ближнего твоего) - не отвлеченные понятия, придуманные две тысячи лет назад, они современны и применимы в наши дни! И многие примеры из жизни тому подтверждение: бедная одинокая бабулька, не побоявшаяся открыть дверь и отдать все последнее раненым с подорванного Невского экспресса, сотни жителей Перми, оказавших неоценимую моральную и материальную поддержку семьям погибших в ночном клубе. При зарплате в 6-8 тысяч люди несли последнее, часто не афишируя своих имен. Сегодня детям так необходимы примеры положительных героев, примеры подвига и жертвенного служения  (история молодого солдата Евгения Родионова, не снявшего с себя Креста и принявшего мученическую смерть, производит неизгладимое впечатление на ребят, заставляет поверить в то, что и в наше время есть место подвигу). И таких примеров тысячи, как, впрочем, и отрицательных (позорная и циничная акция в одном из супермаркетов Коломны, когда предлагалось раздеться и взять бесплатно все, что сумеешь унести). И об этих негативных примерах нужно говорить с детьми, объясняя, что самоуважение, человеческое достоинство не продается ни за какие деньги!
Что же мешает введению ОПК в школе? Казалось бы, есть все: подготовленные педагоги, способные вести этот предмет,  прекрасно иллюстрированные, содержащие методические рекомендации учебники, курс востребован как детьми, так и их родителями, но... Во многих школах курс ОПК введен как факультатив, а он предполагает охват лишь небольшой части детей. Самое главное, что не реализована преемственность обучения, ведь воспитание - это непрерывный процесс. Нельзя ввести этот курс в детском саду, а затем продолжить только в 9 классе. Слишком поздно; упущено драгоценное время, возможности, предоставленные нам. Но почему нам не продумать четкую систему духовно-нравственного воспитания? Такая система есть во всех развитых странах Европы, где религиозному воспитанию отводится значительная роль. У нас эта проблема поднимается от случая к случаю. И постоянно приходится слышать в основном негативные комментарии: а как себя будет чувствовать на этих уроках представитель религиозного меньшинства или атеист, не ущемит ли этот курс их права? Нормально они будут себя  чувствовать. Они проживают в центральном регионе России, где более 70 процентов жителей считают себя православными. Основы какой же религии мы должны изучать? Я всегда подчеркиваю, что если бы я жила в Дагестане или Чечне, то согласилась бы, чтобы моя дочь изучала основы ислама: она должна знать и уважать религию, культуру и традиции народа, среди которого  живет. В конце концов, почему мы больше переживаем о Муслиме или Эльнаре, чем о наших Ване и Маше, выходящих из  школы и ничего не знающих о вере их предков? При правильной подаче материала не должны возникнуть вопросы и у атеистически настроенных родителей, ведь предмет, дающий ясное представление о корнях и истории народа - необходимое условие для становления культурного человека.
Сейчас принято говорить, что учителя  оказывают образовательные услуги. Унизительно это: мой труд приравняли к труду обслуживающего персонала. Но если мы оказываем так называемые услуги, то почему бы родителям не изъявить желание, чтобы их детям преподавали ОПК. Но позиция родителей, как и позиция всего общества, никак не обозначена. В начале учебного года я выступила на общешкольном родительском собрании и постаралась объяснить родителям, что данный предмет является культурологическим и не ставит целью воцерковление ребенка, он знакомит с культурой родной земли, на протяжении десяти веков слагающейся христианами. Меня молча выслушали, встали и ушли. У меня осталось двоякое ощущение от встречи. С одной стороны, никто не высказался против - это не может не радовать. С другой стороны, меня поразила  пассивность и инертность родителей. Мне показалось, что они точно также  отнеслись бы к информации о необходимости изучения китайского языка или занятий йогой. Все дело в нас самих, не желающих объединиться и отстаивать право на изучение основ той религии, которую исповедует большинство.
Пишу все это с огромной душевной болью, потому что за всеми нашими спорами, бесконечными обсуждениями и опасениями мы теряем драгоценное время, возможности, предоставленные нам! А кто-то не теряет, выпуская на экраны центрального телевидения провокационный сериал, подрывающий все моральные устои общества!
Я не в состоянии описать словами, как востребован этот предмет нашими детьми, начиная с детского сада и заканчивая старшими классами. Сила искусства, прекрасный мир православной культуры действуют на ребенка завораживающе, заставляют замереть от удивления и восторга! Каждый раз я чувствую необыкновенно мощную эмоциональную, душевную отдачу, идущую от ребят! С каждым годом работы в школе во мне крепнет уверенность, что знакомство ребят с Основами православной культуры - одна из главных, если не единственных возможностей воспитать в наших детях духовность. Это возможность достучаться до души «маленького» человека. И когда сумеешь, наконец, достучаться и затронуть потаенные струны его души, то откроется невидимая миру трагедия ребенка, часто не понятого, недолюбленного, легко ранимого, с массой проблем и страхов, вынужденного скрывать  все это под маской. «Самое важное в воспитании - духовно пробудить ребенка», - писал И. Ильин. А пробудить его мы сможем, если обратимся к Богу - главному Учителю всех людей.
Недавно мы с ребятами совершали экскурсию в православный храм Коломны, и одна бабушка обратилась ко мне со словами: «Это ты, дочка, привела  детей в храм? Большая милость будет тебе от Бога, ибо великое дело делаешь - приводишь к Нему детей». Спасибо, добрая бабушка, за эти слова. Только милостью Божьей и живем, на нее надеемся и уповаем. Дай Бог, чтобы эта милость не оставила всех тех, кто занимается «самым святым делом на земле - делом воспитания»!

Новости
Статья Т. А. Андриуцэ