Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Успенский кафедральный собор г. Коломна

Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. После славной победы над отрядами Мамая на поле Куликовом святой князь завершил строительство Успенского собора.
Храм Успения был больше, чем московские соборы того же времени, - двухэтажный, трёхглавый, на высоком подклете, с позакомарным покрытием. Расписан в 1392 г., при епископе Григории. Есть предположение, что в этой работе принимал участие Феофан Грек. В нижнем храме были престолы в честь Успения Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем - престолы во имя святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского.
23 июня 1552 г. в Успенском соборе епископ Феодосий II благословил царя Иоанна Грозного на поход против крымских татар, осаждавших Тулу. Владыке царь приказал «не исходити из церкви, дондеже что Бог произведет». Татары поспешно отступили. 3 июля того же года владыка благословил царя и русские полки в поход на Казань. Иоанн Грозный взял с собою главную святыню собора - Донскую икону Божией Матери. По окончании похода её перенесли в Москву. В 1555 г. епископ Феодосий торжественно принимал в Коломне ехавшего в Казань новопоставленного архиепископа Казанского Гурия.
С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, - первый Патриарх Московский и всея Руси.
Красота Успенского Собора в своё время так потрясла архидиакона Павла Алеппского, что он оставил богатое описание в своём труде «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в середине XVII века». Вот что он пишет: «Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в неё входят по высокой лестнице с трёх сторон, соответственно трём её дверям. Она вся из тёсаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны - редкостная работа, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырёхугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиной с ладонь. На куполах позолоченные кресты. Большой купол над хоросом, два других над боковыми алтарями. Главный алтарь имеет три больших окна со стёклами, и в нём висят два больших зеркала. В хоросе перед царскими дверями помещён большой круг. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по обыкновению, три двери... все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них образ, над большой дверью образ Успения Богородицы; дабы народ знал имя церкви... Под этой церковью много склепов и подвалов».
К концу XVII века древний собор обветшал. В 1672 году он был разобран, и началось возведение нового здания под руководством зодчего Мелетия Алексеева. Строился храм в течение десяти лет, с 1672 по 1682 гг. В основание стен нового собора были положены белокаменные блоки разобранного храма. В это же время создается величественная шатровая колокольня.
Красота соборной звонницы также вдохновила архидиакона Павла оставить богатое описание: «Ниже северной двери соборной церкви стоит колокольня, достойная удивления по своей красоте, архитектуре и украшениям. Она с чудесной резьбой, со многими арками кругом, над которыми возвышаются ещё арки, ещё изящнее. Её купол высокий, приподнятый, восьмиугольный. На этой колокольне висят двенадцать больших и малых колоколов, коих звон гудит подобно грому. Внутри её есть железные часы. Когда наступает время бить полчаса, они ударяют двумя молоточками по двум малым колоколам три раза; когда же истечёт час, то оба молоточка ударяют о колокола двадцать шесть раз - это называется будильником; затем бьёт известное число часов другой, большой молоток по другому, большому колоколу. Часы дня и часы ночи отбиваются отдельно. В конце текущего августа часы били четырнадцать раз для дня и десять - для ночи; в сентябре ночь и день сравнялись».
После пожара 1739 г. деревянная кровля собора заменена железной. Разобраны хоры. Около 1772 г. установлен резной пятиярусный иконостас. В 1802 г. изменена форма глав. После ремонта 1887-1894 гг. собор утратил аркатуру барабанных глав и наличники окон (восстановлены в 1958-1963 гг.)
В 1804 г. при настоятеле протоиерее Михаиле Фёдоровиче Дроздове (ум. 1816), отце святителя Филарета Московского, собор расписан.
Михаил Федорович Дроздов после посвящения во диакона в 1782 г. служил в Успенском соборе, потом, рукоположенный во иерея, - в коломенской Троицкой церкви в Ямской слободе (с 1795 г.). Его жена, мать святителя Филарета, Евдокия Никитична Дроздова (ум. 1853), после смерти супруга осталась жить в Коломне до 1844 г., когда переселилась в Москву и жила в собственном доме неподалёку от сына. Святитель «часто навещал её, перед кончиной прочитал отходную и был свидетелем последнего её вздоха». Она похоронена под Троицкой церковью Пятницкого кладбища в Москве.
В 1812 г. зарево горящей Москвы было хорошо видно в Коломне, при известии о приближении неприятеля в городе началась паника, многие жители покинули город, бежали чиновники, бросив раненых солдат, эвакуацию которых должны были обеспечить, поток беженцев увлёк и многих священнослужителей. Панике не поддались ключарь Успенского собора священник Иоанн Твердовский и городничий Фёдор Андреевич Дашков. Каждый день в положенное время отец Иоанн звонил к началу богослужения, тем давая знать жителям Коломны, рассеянным по лесам и селениям, о целости города. Он совершал таинства и требы для оставшихся в городе неимущих, престарелых и привозимых в Коломну раненых, сохранил имущество храмов и некоторых состоятельных горожан от разграбления. В 1813 г. коломенцы ходатайствовали о награждении священника Иоанна.
В 1880 г. в Успенском соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1886 г. настоятель Успенского собора протоиерей Стефан Скворцов был избран председателем совета Филаретовского братства, имевшего целью «вспомоществование недостаточных учеников духовного училища».
При открытии в 1894 г. Коломенского отделения епархиального Кирилло-Мефодиевского братства председателем его стал протоиерей Коломенского Успенского собора Алексий Горский.
В 1904 г. в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. После богослужения тысячи коломенцев участвовали в возглавляемом всероссийским батюшкой крестном ходе.
21 февраля 1913 г. в Успенском соборе по случаю 300-летия царствования Дома Романовых совершил богослужение настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плеханков).
В тяжёлые для Русской Церкви 1920-е годы церковным старостой собора был
Мученик Димитрий (Вдовин), арестованный в 1937 г. и впоследствии прославленный Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских.
В 1929 г., после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого), ныне прославленного Церковью в лике святых, собор был закрыт, разорён и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. За этот период были уничтожены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса.
Приход Успенского кафедрального собора во главе с настоятелем протоиереем Николаем Качанкиным в 1989 г. стал одним из начинателей духовного возрождения Коломны.
Здесь открылась первая в городе воскресная школа для детей и взрослых. С 1991 г. при соборе действует первое в Московской епархии православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, объединившее священников и мирян, неравнодушных к делу христианского просвещения и благотворительности. Успенский собор интерьер
С 1992 г. приход и братство издают первую в области православную газету "Благовестник".
В 1996 г. братство открыло благотворительную столовую. Сейчас в ней получают помощь более 300 детей из многодетных и малообеспеченных семей.
С 15.02.1996 г. при братстве активно действует молодёжное православное движение. За это время более 300 юношей и девушек подружились на вечерах, в летних лагерях, паломнических поездках и других акциях движения. 36 человек обрели здесь свою вторую половину и создали крепкие семьи. В доме № 5 по улице Пионерской открыт Православный Молодёжный центр. Здесь еженедельно проходят встречи молодёжи, действуют курсы английского языка, клуб военно-исторической реконструкции "Архистратиг", а также подростковый военно-патриотический клуб "Пересвет".
С 2003 г. при братстве работает медико-просветительский центр "Жизнь". Его главные цели - спасение нерождённых детей (предотвращение абортов), охрана материнства и детства.
Приход собора содержит и восстанавливает три храма: Успенский, Тихвинский и Воскресения Словущего, а также шатровую колокольню XVII века. После завершения реставрации в 1999 г. Успенский собор был освящён Святейшим Патриархом Алексием II. В соборе погребены коломенские епископы: Илларион (+ 1409 г.), Варлаам II (+ 1564 г.), Рафаил (1618 - 1652 гг., + 1653 г.), архиепископ Никита, Антоний (Одинович, 1705 - 1716 гг.), митрополит Иоанникий (1719 - 1724 гг.), Савва (Шпаковский, 1740 - 1749), Феодосий (Михайлов-Прокофьев, 1763 - 1787 гг.), Феофилакт, (Горский, май-сентябрь 1788 г.) В Тихвинском соборе образы всех трёх восстановленных иконостасов, а также росписи сводов и стен выполнены коломенскими мастерами.
История Успенского собора освящена житием и деяниями многих святых: благоверного великого князя Димитрия Донского, святителя Иова, первого русского Патриарха, святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. В этом храме молились и совершали служение три новомученика и исповедника Российских. В 1920-29 гг. здесь служил Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский и Бронницкий  (память 3 мая), с начала 1900-х годов до 1918 г. - Священномученик Сергий (Бажанов) (память 31 октября); в 1920-х годах церковным старостой собора был Мученик Димитрий (Вдовин) (память 23 апреля).

Новости
Успенский кафедральный собор г. Коломна