Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес 5, 16 - 18)
Rambler's Top100

Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения

Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения
Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка. Вашему вниманию я хочу представить воспитательную систему  МБОУ СОШ №30, уже в течение многих лет работающей по  модели «Русская школа». Педагогическая модель «Русская школа» включает образовательный, историко-культурный, духовно-нравственный и общественно-политический аспекты. Целью русской школы является пробуждение национального самопознания личности, воспитание нравственности и патриотизма. Для внедрения модели «Русская школа» был скорректирован учебный план, учебные программы дополнительного образования. Особое внимание в учебном плане отведено усилению этнокультурного (русского) компонента во всех предметах как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла (с 5 по 9 класс изучается новый предмет «Русская словесность», во всех параллелях работают межклассные факультативы, повышающие интерес учащихся к русскому языку, в образовательную область «Обществознание» введены новые учебные предметы, позволяющие более глубоко изучить русскую историю). Особое внимание хотелось бы обратить на то, что учебный план  построен с соблюдением принципов непрерывности и преемственности этнокультурного образования по всем ступеням обучения и воспитания.
Рассмотрим , как осуществляется  в нашей школе духовно-нравственное воспитание через организацию учебной деятельности. Благодаря внедрению новых образовательных стандартов, появилась возможность познакомить учащихся 1-2 классов с ОПК, с нравственным законом, лежащим в основе христианства ( в нач школе во внеурочной деятельности введен курс «Мир души»). Программа данного курса разработана на основе программы Л.Н.Шевченко (1-2 класс). Следующим  звеном воспитательной системы является предмет,    впервые  введенный в этом году в 4 классе. »Основы православной культуры» (автор А.В. Кураев). Необходимо отметить тот факт, что родители в этом учебном году практически единогласно выбрали Основы духовно-нравственной культуры.
Таким образом, уже в начальной школе учащиеся знакомятся с основами православной культуры, раскрывается  ее значение  в жизни людей.
 Все желающие в 5 классе смогут посещать факультатив  «Основы православной культуры», на котором  расширят свои знания о православной религии и культуре. В 6 классе введен предмет «Духовное краеведение Подмосковья», на котором ребята совершают небольшое путешествие по своей малой Родине, учатся ценить и беречь святыни родной земли. Учителя, ведущие данный предмет, нередко сталкивались с большими трудностями в восприятии детьми материала, изложенного в учебнике. Ученики не имели элементарных знаний о Православии, поэтому им было очень сложно воспринять большой объем информации.  Система духовно-нравственного воспитания и просвещения должна помочь избежать подобных трудностей, ведь у ребят теперь появилась возможность, начиная с начальной школы, знакомиться с Основами Православной культуры. В 7 классе в школе был введен факультатив «Мы славяне» как последующее, очень важное составляющее воспитательной системы школы. Для учащихся 8-11 классов  введен курс «Мировая худ культура», разработанный на основе программы Л.А.Рапацкой. Цель курса – сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях прежде всего русской  худ культуры. Мы знаем, что в основе нашей самобытной традиции, несомненно,  лежит христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты.  И здесь мы вновь, но на уже более высоком уровне, говорим о Православной культуре. Мало того, автор учебника отобрал из произведений зарубежного искусства то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало и взаимодействовало с ней. Очень важно, что на уроках  МХК мы  изучаем и европейскую христианскую культуру, проводя параллель с православной .
Таким образом, к 11 классу у учащихся должно сформироваться ясное, четкое представление о Православной религии и культуре, озаренной евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия.
Еще одно направление воспитательной системы школы – это осуществление духовно-нравственного просвещения через организацию внеклассной и внеурочной деятельности.
В рамках воспитательной системы школы №30 уже в течение многих лет плодотворно работают следующие программы: «Этическая азбука», «Формирование здорового образа жизни», «Программа гражданско-патриотического воспитания». .В целом работа нашей школы осуществляется по следующим направлениям: «Литературная Россия», «Природа родного края», «Краеведение», а также направления «Вера отцов». Вся внеклассная и внеурочная работа школы ведется в тесном сотрудничестве с общественными, культурными, образовательными учреждениями и организациями, а также с РПЦ (МБОУ ДОД ЦДТ «Колычево», ММЦ, ДК «Цементник», Коломенским Благочинием, Храмом Пресвятой Троицы, Центром Гармония, Церковью Иоанна Богослова, Медико-просветительским центром Жизнь, Детской музыкальной школой №2). Особо хотелось бы подчеркнуть, что все направления, взаимодополняя  и обогащая друг друга, составляют прочную основу системы воспитательной работы по педагогической модели «Русская школа».
В своем выступлении я хотела бы остановиться на работе направления «Вера отцов», которое я веду в школе более 10 лет. Работа    ведется по нескольким направлениям. Прежде всего, через сотрудничество с различными центрами и организациями  ( В течение многих лет наша школа активно сотрудничествует с Центром дополнительного образования Колычево). Я веду кружок «ОПК» уже 7 лет.  Ученики сменяли друг друга, программа корректировалась, но цель – духовно-нравственное развитие и воспитание учеников оставалась неизменной. В течение года ребята  изучают Священное Писание, знакомятся с архитектурой православных храмов, с иконописью, с житиями святых. Работа кружка построена таким образом, что все эти аспекты рассматриваются поэтапно, раскрывая красоту, глубину и своеобразие Православия.
Хочу особо подчеркнуть, что общение не носит вероучительный характер, только культурологический. Моя цель – не доказать, что Бог есть, а прежде всего, вызвать интерес у детей,  заставить задуматься об основополагающих  вещах в жизни каждого человека: что есть добро, что зло, что такое смирение, вера, любовь и прощение.
Учащиеся, посещающие занятия кружка, принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых направлением «Вера отцов» – еще одним важным составляющим воспитательной системы школы.  Работа охватывает учащихся с 1 по 11 классы и проходит по нескольким направлениям: во-первых, это организация и проведение мероприятий, посвященных определенным темам («О милосердии», «Что такое добро и зло», «Сюжеты Ветхого Завета» «Великие битвы» и др). Данные мероприятия, проводимые как устный журнал, беседа, открытый классный час, адресованы учащимся начальной школы, а также среднего звена.  Учащиеся, посещающие кружок, а также входящие в направление «Вера отцов» с большим энтузиазмом разрабатывают сценарий и участвуют в показе.
Во-вторых, мною в течение уже трех лет совместно с благотворительной организацией, действующей при храме Иоанна Богослова, проводятся благотворительные акции по сбору подарков для детей-сирот и людей без определенного места жительства. В этом году была проведена уже четвертая по счету акция: мы собрали более 150 подарков для детей-инвалидов, а также пожертвовали средства на приобретение 70 подарков для бездомных к Рождеству Христову. Конечно, подобные мероприятия требуют большой подготовки, и здесь вновь становится неоценимой помощь ребят: подготовка устного журнала «О милосердии», участие в тематических радиопередачах, помощь в сборе подарков. В процессе работы к ним приходит ощущение того, что они участвуют в чем-то очень важном и значимом, таким образом осуществляется деятельностный подход в воспитании.
Третьим направлением работы направления «Вера отцов» является организация мероприятий для старшеклассников. В этом направлении мы в течение уже многих лет активно сотрудничествуем с храмом Пресвятой Троицы в Щурово, а также храмом Иоанна Богослова ( это проведение заседаний Научного общества учащихся, экскурсий, бесед со священнослужителями, проведение мероприятий, посвященных Пасхе и Рождеству). Еще один удачный опыт - это сотрудничество с медико-просветительским центром «Жизнь» (цикл бесед со старшеклассниками на духовно-нравственные темы, выступление на педсовете и на общешкольном род собрании, распространение дисков с видеофильмами, беседами, образовательными программами).Проведение совместных мероприятий вызывает большой интерес как у старшеклассников, так и у педагогов и родителей.
 Хочу обратить ваше внимание на учебно-методический комплект, используемый нами для работы по духовно-нравственному воспитанию. Диски с мультимедийными пособиями, анимационными сериалами,  художественные и образовательные программы Детского семейного образовательного телеканала «Радость моя», разработанные  презентации, методическая литература и учебные пособия, раздаточный материал, использование Интернет-ресурса, творческие работы учащихся – все это способствует тому, чтобы разнообразить подачу материала и тем самым вызвать интерес у детей. Данный материал систематизирован и представлен в нашей школе,. Все педагоги, разрабатывая мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, могут использовать данный учебно-методический комплект. Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию был обобщен и представлен на разных уровнях: муниципальном, областном и региональном, статьи наших педагогов регулярно публикуются в областных сборниках научно-методических статей. В течение многих лет мы активно сотрудничествуем с кафедрами педагогики и психологии МГОУ, а также со школой №7 «Русская классическая школа» города Рязани. Учителя нашей школы открыты к общению и рады поделиться опытом работы по педагогической модели Русская школа. Особо я хотела бы отметить тот факт, что данная работа была бы невозможна без осознания необходимости осуществления духовно-нравственного воспитания не только всеми педагогами школы, но и родителями, а также без поддержки администрации школы, прежде всего директора Маковой О.А.
 Многие из присутствующих здесь в зале  стояли у истоков проведения педагогических чтений в нашем городе и наверняка хорошо помнят, что  во многих выступлениях педагогов звучала мысль о необходимости создания  в современной школе системы духовно-нравственного образования и воспитания. Приятно осознавать, что в  школе №30 усилиями всего педагогического коллектива на протяжении многих лет была выстроена целостная  система духовно-нравственного воспитания, которая реализуется через учебную, внеклассную и внеурочную деятельность.
Итак, вашему вниманию был представлен опыт школы №30 по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Вы увидели, что система учебной и воспитательной работы выстроена как система последовательного погружения учащихся в русскую национальную культуру, а ведь именно глубокое изучение русской культуры является главной целью формирования национального самосознания у русского человека .»Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам?» - спрашиваем мы вместе с  русским историком Н.Карамзиным. Мы считаем, что какую бы профессию не выбрал наш выпускник, какой бы высокий пост не пришлось бы ему занимать, он должен стать носителем и продолжателем традиций русской культуры. Решению этой задачи и способствует реализации главной цели «Русской школы», по педагогической модели которой и  продолжает работать школа №30.
 
 Т.А. Андриуцэ
Новости
Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения